Сайт вымышленных существ

Сирин и Алконост

Меня давно интересовал вопрос: какая из птиц на картине Виктора Михайловича Васнецова  "Песнь радости и печали" Сирин, а какая Алконост? Чтобы найти исчерпывающий и убедительный ответ, пришлось изучить немало материалов.

Обе эти райские птицы Древней Руси, обитательницы славянского рая Ирия имеют, оказывается, греческое происхождение. Обратимся к мифологическим словарям:

Алконост - в русских и византийских средневековых легендах райская птица. Образ Алконоста восходит к греческому мифу об Алкионе, превращённой богами в зимородка. Алконост несёт яйца на берегу моря и, погружая их в глубину моря, делает его спокойным на шесть дней. Пение Алконоста настолько прекрасно, что услышавший его забывает обо всём на свете.

Сирин - в средневековой мифологии райская птица-дева, образ которой восходит к древнегреческим сиренам. В русских духовных стихах сирин, спускаясь из рая на землю, зачаровывают людей своим пением. В западноевропейских легендах сирин — воплощение несчастной души.

Некоторые источники добавляют: Сирин — темная птица, темная сила, посланница властелина подземного мира. От головы до пояса Сирин — женщина несравненной красоты, от пояса же — птица. Кто послушает ее голос, забывает обо всем на свете, но скоро обрекается на беды и несчастья, а то и умирает, причем нет сил, чтобы заставить его не слушать голос Сирин.

Вот почему на большинстве сайтов интернета, посвященных мифологии, допущена ошибка: статьи об Алконосте иллюстрирует правая часть картины Васнецова с изображением светлой и радостной птицы, а статьи о Сирине - левая, изображающая тёмную птицу с трагическим выражением лица.

На самом деле ответ дан в стихотворении Александра Блока "Сирин и Алконост", написанном 25 февраля 1899 года под впечатлением выставки, где экспонировалась эта картина: именно Сирин здесь бросает "счастья полный, блаженств нездешних полный взгляд", а другая птица (Алконост) "печалью мощной истощена, изнурена"... То есть, по версии художника и изложившего её поэта-современника, Сирин - светлый и исполненный счастья, а Алконост - тёмный и полный печали.

До этого момента ни в древнерусских, ни в византийских средневековых легендах не упоминалось о таком различии: обе птицы изображались жизнерадостными и в средневековых преданиях и в русском лубке. По всей видимости, Виктор Михайлович Васнецов отдал дань входившей в ту пору в моду мистике и наделил канонических фольклорных персонажей новыми чертами. С этого момента в более современной литературе, в том числе и энциклопедической, то одной, то другой птице придают некоторые фатальные черты, поэтому и возникли разные мнения, какая же из птиц у Васнецова Сирин, а какая Алконост.

Примечательно, что и в более современных поэтических интерпретациях образов Райских птиц сохраняется та же трактовка, что у Васнецова и Блока:

Птица Сирин мне радостно скалится —
Веселит, зазывает из гнезд,
А напротив — тоскует-печалится,
Травит душу чудной Алконост.

Так пишет в своем стихотворении-песне "Купола" Владимир Семёнович Высоцкий.

Сирин и Алконост. Художник Васнецов В. М.

Живописные образы Сирина и Алконоста можно посмотреть в галерее "Райские птицы Руси" и в галерее художника Виктора Королькова.

  « Предыдущая  *  Следующая »  

Rambler's Top100